В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2023/2024 учебному году» от 28.08.2023 №411, в целях создания необходимых условий для эффективного осуществления экспериментальной и инновационной деятельности, внедрения результатов научных исследований и инновационных достижений в практику работы учреждений образования, в государственном учреждении образования «Гимназия №1 г. Жлобина» реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение».

Сроки реализации инновационного проекта: 2023-2026 гг.

Консультанты инновационного проекта:

Данилевич Сергей Александрович – кандидат философских наук, заведующий кафедрой дидактики и частных методик учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования»;

Мельниченко Юрий Сергеевич – старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования».

Цель: разработка методико-технологического инструментария (технологии, методы, формы, средства), способствующего развитию социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на уроках социально-гуманитарного цикла в государственном учреждении образования «Гимназия № 1 г. Жлобина».

Задачи:

  • обеспечить организационно-педагогические условия для развития социально-гражданских компетенций учащихся в процессе ознакомления с молодежными интернет-субкультурами;
  • разработать методические подходы и технологический инструментарий внедрения модели формирования и повышения уровня сформированности социально-гражданских компетенций учащихся в процессе изучения освоения знаний об интернет-субкультурах с учетом достижений педагогической науки и эффективного педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект;
  • разработать научно-методическое сопровождение формирования гражданской ответственности учащихся в процессе изучения интернет-субкультур как целостной системы методов, образовательных технологий, организационных форм и разнообразных ресурсов, соответствующих разработанным критериям;
  • обеспечить внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение в государственном учреждении образования «Гимназия № 1 г. Жлобина»;
  • организовать мониторинг деятельности государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Жлобина» по внедрению модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение;
  • проанализировать и обобщить опыт инновационной деятельности по внедрению модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение в государственном учреждении образования «Гимназия № 1 г. Жлобина» и подготовить его к мультипликации в учреждениях образования Республики Беларусь.

Объектом является влияние молодежных интернет-субкультур на современное образовательное пространство в ситуации медиакультуры.

Предмет: пути и способы формирования социально-гражданских компетенций участников образовательного процесса в процессе изучения интернет-субкультур.

Промежуточные результаты реализации инновацонного проекта 2023/2024 учебного года

Общие данные

Государственное учреждение образования «Гимназия №1 г. Жлобина»

в 2023/2024 учебном году осуществляла инновационную деятельность по теме   «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодёжных субкультур на подрастающее поколение».

Сроки реализации: 2023 – 2026 годы.

Руководитель инновационного проекта директор государственного учреждения образования «Гимназия №1 г. Жлобина» Калькова Татьяна Михайловна.

Консультанты инновационного проекта: Данилевич Сергей Александрович, кандидат философских наук, заведующий кафедрой дидактики и частных методик УО «Могилёвский государственный областной институт развития образования», Мельниченко Юрий Сергеевич, старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик УО «Могилёвский государственный областной институт развития образования».

         В реализации инновационного проекта участвуют девять педагогов и 202 учащихся (5, 7, 8, 9, 10 классы).

Инновационная группа по реализации проекта:

  1. Сапронова И.В., заместитель директора по учебной работе — организационно-методическое, учебно-методическое, информационное обеспечение инновационной деятельности;
  2. Фомина Е.К., заместитель директора по воспитательной работе – организация работы по созданию оптимальных условий для реализации проекта и информационно-коммуникативной поддержки педагогов;
  3. Журавлёва Е.А., учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 А класса;
  4. Кот В.В., учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель 8 Б класса;
  5. Леоненко И.А., педагог-организатор;
  6. Нижникова О.А., учитель истории и обществоведения, классный руководитель 10 Б класса;
  7. Пекурина А.В., учитель немецкого языка, классный руководитель 7 Г класса;
  8. Роговая С.В., педагог-психолог;
  9. Стоянов А.В., инженер-программист;
  10. Шашукова С.В., учитель английского языка;
  11. Яковлева Е.Е., учитель истории и обществоведения, классный руководитель 5 Г класса.

Введение

Изменения, происходящие в Республике Беларусь: демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, о которых говорится в Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, актуализировали проблему гражданского воспитания подрастающего поколения. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании задачей воспитания в учреждениях образования является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии». В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитания является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции.

Участие молодежи в общественно-политической жизни Республики Беларусь имеет принципиальное значение для развития страны, поскольку, осваивая социально-общественный опыт, молодое поколение граждан либо становится ближайшей инициативной перспективой, включающейся в систему общественных отношений и выступающей связующим звеном между государством и гражданами, либо дистанцируется от социума, пассивно проявляя или не проявляя свою гражданскую позицию, свои социально-гражданские компетенции.

Сегодня значительные трансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на эти процессы оказывают электронные СМИ и, прежде всего, Интернет. Интернета, как единой среды, уже не существует, но есть множество мало пересекающихся между собой параллельно существующих «интернетов», каждый из которых говорит на «своем» языке. И, что чаще всего, каждый пользователь будет использовать в сетевом общении те формы коммуникации, которые связаны с его культурной самоидентификацией, а, точнее, с той субкультурой, к которой он принадлежит.

Термином субкультура называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автономную форму организации людей внутри господствующей культуры. От господствующей культуры, субкультура отличается по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры являются чаще всего возрастные группы (молодежь чаще всего), социальные слои, неформальные объединения. Именно они становятся субъектами собственной культурной среды: носителями норм, культуры и творцами действий и ценностей, объединяющих группу в субкультуру.

Субкультуры играют важную роль в процессе социализации молодого человека, становлении его личности, приобщении к нормам и ценностям общества, поэтому актуальны как практический аспект формирования социально-гражданских компетенций учащихся.

С целью конкретизации существующей проблемы и определения оптимального пути ее решения творческой группой педагогов учреждений образования были проанализированы нормативные правовые акты и имеющийся опыт педагогической деятельности.

  • 1 января 2023 года принят указ Президента Республики Беларусь, согласно которому в целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства Президентом Республики Беларусь 2023 год объявлен Годом мира и созидания.
  • Педагогическая практика показывает, что привлечение в практику гражданско-патриотического воспитания новых информационных технологий, электронных образовательных ресурсов будет способствовать реализации принципа наглядности в образовательном процессе, повышению познавательной активности и реализации интересов и способностей обучающихся в условиях информационного общества.

Таким образом, выбор темы инновационного проекта обусловлен рядом противоречий и факторов:

  • между важностью и необходимостью работы учреждения образования по формированию социально-гражданских компетенций обучающихся и недостаточной координацией усилий всех участников образовательного процесса по решению этой задачи;
  • тем, что интернет-технологии оказывают влияние не только на существующие субкультуры, но и создают благоприятные возможности для «субкультурного пространства» и, как следствие, являются генератором новых виртуальных сообществ;
  • наличием электронных ресурсов в сети Интернет и отсутствием необходимого педагогического сопровождения со стороны учреждения образования и семьи, обеспечивающего безопасное и рациональное медиапотребление.

Применение в образовательном процессе материалов, разработанных в рамках проекта, блогов патриотической направленности будет способствовать решению вышеназванных проблем, формированию активной гражданской позиции молодого поколения, массовому вовлечению обучающихся в деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний по созданию имиджа региона (района, города, деревни или конкретного исторического объекта), осознанию себя частью гражданского коллектива и патриотом своей страны.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

В государственном учреждении образования «Гимназия №1 г. Жлобина» создана система управления реализацией инновационного проекта. Механизмом управления инновационной деятельностью выступают формы профессиональной коммуникации педагогов, формы обучения и взаимообучения участников проекта. Непосредственное руководство инновацией осуществляет группа стратегического развития. В состав группы вошли: Данилевич С.А., кандидат философских наук, заведующий кафедрой дидактики и частных методик УО «Могилёвский государственный областной институт развития образования»; Мельниченко Ю.С., старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик УО «Могилёвский государственный областной институт развития образования»; Калькова Т.М. – директор гимназии, руководитель проекта; Сапронова И.В. – заместитель директора по учебной работе, координатор проекта. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет педагог – психолог Роговая С.В. С целью осуществления  диагностики был подобран инструментарий.

Инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании 14 января 2022г. № 154-З; Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 г. № 251); документом об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251 (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 276); на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 28.08.2023 № 411 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году», отдела образования Жлобинского районного исполнительного комитета от 30.08.2023 № 356 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году».

На подготовительном этапе (февраль 2023 г. – апрель 2023 г.) осуществлена оценка состояния готовности педагогического коллектива к работе в инновационном режиме. Создана творческая группа по разработке проекта, подготовлен пакет документов для подачи заявки на организацию инновационной деятельности. Педагогами изучена научно-методическая литература по теме проекта, определены основные направления инновационной деятельности.

В ходе проектировочного  этапа  (март 2023 – сентябрь 2023) определены основные направления исследований, форм мониторинга, форм отчётности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции, возможных рисков и путей их преодоления. Также разработана внутренняя документация, регламентирующая инновационную деятельность учреждения образования; издан приказ об организации инновационной деятельности и функциональных обязанностях членов инновационной группы. Для педагогов проведён установочный семинар по уточнению критериев и показателей эффективности инновационной работы учреждения образования и участников проекта.

Критерии и показатели оценки эффективности инновационной работы

Критерии

Показатель

Повышение качества образовательного процесса и его результат

— положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по учебным предметам;

— улучшение организационно-педагогических, материально-технических и социально-психологических условий;

— повышение уровня обеспеченности учреждений научно-методическими и информационно-аналитическими материалами

Создание системы ценностных ориентиров и формирование социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение

— знание особенностей развития субкультур в современном обществе;

— умение классифицировать и анализировать информацию, критически оценивать информацию;

— вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность

Воспитанность учащихся

— формирование адекватного отношения учащихся к проблеме оценки информационных медиаресурсов;

— приобретение умения высказывать и обосновывать нравственно-оценочные суждения;

— воспитание позитивных эмоций и чувств

Сформированность ключевых компетенций учащихся

— гражданская компетенция;

— социальная компетенция:

— ценностно-смысловая компетенция;

— медиакомпетенция;

— компетенция деятельности;

— информационная компетенция;

— коммуникативная компетенция;

— компетенция личностного самосовершенствования

Взаимодействие всех участников инновационной деятельности.

— осознание новой роли в образовательном процессе;

— удовлетворение запросов родителей на образовательные услуги;

— установление благоприятного психологического климата

Инновационная компетентность педагогов

— повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе формирования социально-гражданских компетенций учащихся на основе анализа влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение;

— повышение инновационной культуры педагогов;

— личностные достижения педагогов;

— наличие публикаций педагогов по теме инновационного проекта;

— удовлетворенность участников инновационного проекта ходом инновационной деятельности и ее результатами

Формирование позитивного имиджа учреждения образования

— учреждение образования как центр внедрения модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение;

— личностно-мировоззренческое развитие учащихся через внедрение модели социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение

Все участники инновационной группы определили индивидуальные темы исследований по теме проекта:

п/п

ФИО

Тема

1.

Калькова Татьяна Михайловна, директор

Организационно-управленческое обеспечение инновационной деятельности

2.

Сапронова Инна Викторовна, заместитель директора по учебной работе

Методические аспекты формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодёжных субкультур на подрастающее поколение

3.

Фомина Елена Константиновна, заместитель директора по воспитательной работе

Формирование социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур при проведении классных часов и внеклассных мероприятий

4.

Журавлёва Елена Александровна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 А класса

Развитие социально-гражданских компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности посредством использования интернет-технологий

5.

Кот Виктория Владимировна, учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель 8 Б класса

Привлечение в практику гражданско-патриотического воспитания информационных технологий с целью формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодёжных субкультур на подрастающее поколение

6.

Яковлева Елена Евгеньевна, учитель истории и обществоведения, классный руководитель 5 Г класса

Формирование социально-гражданской, правовой компетенций учащихся на уроках истории, обществоведения и во внеклассной работе

7.

Нижникова Ольга Александровна, учитель истории и обществоведения, классный руководитель 10 Б класса

Использование методико-технологического инструментария для формирования и развития социально-гражданских компетенций учащихся

8.

Шашукова Светлана Александровна, учитель английского языка

Развитие медиаграмотности учащихся на уроках английского языка как условие формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение

9.

Пекурина Алина Васильевна, учитель немецкого языка, классный руководитель 7 Г класса

Использование потенциала семейного воспитания для формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодёжных субкультур на подрастающее поколение

10.

Леоненко Ирина Антольевна, педагог-организатор

Формирование и развитие социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодёжных субкультур

В рамках диагностического этапа (октябрь 2023 – декабрь 2023) получены результаты диагностики готовности всех участников к работе по реализации проекта.

На протяжении учебного года осуществлялось взаимодействие (консультации, рекомендации, инструктивные совещания) с консультантами инновационного проекта.

Участниками инновационной деятельности ведутся педагогические дневники, внесены коррективы в критерии и показатели оценки  эффективности инновационной деятельности педагогов.

В основе реализации инновационного проекта  лежат следующие подходы: личностно-ориентированный, компетентностный, деятельностный.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

С 1 сентября 2023 года начинается практический этап реализации инновационного проекта (сентябрь 2023 – декабрь 2025). В 2023/2024 учебном году работа над инновационным проектом была направлена на обеспечение выполнения программы реализации проекта по внедрению модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение.

Успешной реализации инновационной деятельности в гимназии способствует наличие высококвалифицированных педагогических кадров (Высшую и первую квалификационную категорию имеют 87% педагогов, 1 педагог — квалификационную категорию «учитель-методист»). Среди учителей, участвующих в реализации инновационного проекта, высшую квалификационную категорию имеют 87,5%, 100% участников имеют сертификаты пользователя ИКТ.

В гимназии созданы все необходимые условия для осуществления образовательной деятельности. Учебно-материальная база учреждения образования соответствует действующим нормативам. Функционируют 40 учебных кабинетов, оформленных в соответствии с современными требованиями, спортивный зал, зал хореографии, пункт коррекционно-педагогической помощи.

Учреждение оснащено техническими средствами обучения в достаточном объеме (17 ноутбуков; 8 мультимедийных проекторов; 6 интерактивных досок; 2 интерактивных панели (мультиборда); 12 телевизоров; музыкальный центр; 3 компьютерных класса с выходом в сеть Интернет).

В учреждении соблюдено выполнение нормативов государственных социальных стандартов в полном объеме.

С целью определения уровня профессионально-личностных компетенций педагогов по реализации инновационного проекта проведена диагностика, показавшая  готовность  29% педагогов к введению инноваций в содержании образования, 32%  в технологии обучения, воспитания и развития. Из них полностью готовы — 7%, достаточно подготовлены — 21%, частично готовы- 29%.

Немаловажным качеством педагога является умение выстраивать субъект-субъектные отношения с учащимися. Уровень педагогического сотрудничества в процессе обучения стимулирует учащихся  и создает соответствующую интеллектуальную и эмоциональную среду. По результатам анкетирования, проведенного среди педагогов в декабре 2023 года, можно сказать, что 35% педагогов являются сторонниками педагогического сотрудничества в процессе обучения, 61% характеризует умеренное отношение к сотрудничеству с учащимися на уроке. Таким образом, можно сказать о преобладании  стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникавшие учебные, организационные и другие вопросы решались совместными усилиями.

С целью выявления информированности учащихся о субкультурах, причин, побуждающих участвовать в деятельности субкультур, отношения к ним и принадлежности к одной из них среди учащихся — участников реализации проекта была проведена психологическая диагностика. Учащиеся гимназии информированы о 39 молодёжных субкультурах. Основную информацию о молодёжных субкультурах получают из Интернета. Не причисляют себя ни к какой субкультуре 46% опрошенных, 7 %  являются участниками, общаются с представителями субкультур. Субкультуры, с которыми общаются представители (учащиеся) не являются деструктивными. Себя относят к субкультуре металл – 4%, спортфан – 2%, панк – 2%.

Наиболее часто молодые люди становятся частью субкультуры по причине желания найти друзей, единомышленников, избавиться от одиночества – 40%; быть не как все, выделиться – 41%.

51 % учащихся гимназии считает, что молодых людей, принадлежащих к субкультуре, объединяют общие взгляды на жизнь, цели, ценности.

Одобрительно относятся к таким субкультурам, как: спортфанаты – 2%, хиппи – 26%, байкеры – 18%. Неодобрительно: сатанисты – 42%, гопники – 48%. К остальным субкультурам у учащихся отношение безразличия.

64% опрошенных относятся безразлично к действиям радикально настроенных молодёжных субкультур, неодобрительно – 24%.

37% участников опроса основной причиной, побуждающей молодых людей участвовать в действиях  радикальных и экстремистских субкультур, считают индивидуальные психологические особенности, желание быть частью какого-либо коллектива; 37% —  «от нечего делать», за компанию.

Основная масса учащихся (49%) считает, что общество старается подавить, запретить субкультуру и их представителей.

Меры работы с молодёжными субкультурами, по мнению гимназистов, должны быть следующими:

  • не предпринимать никаких мер, молодежь должна быть сама по себе – 40 (30%);
  • предоставить специальные места для встреч и общения представителей молодежных субкультур, где молодые люди могли бы самореализоваться и получить поддержку для социально позитивных, творческих инициатив (фестивали, концерты, выставки работ, клубы и др.) – 51 (38%);
  • вовлечение представителей молодежных субкультур в альтернативные позитивные формы досуга (спортивные секции, музыкальные фестивали и пр.), профилактические мероприятия (лекции, беседы, дискуссии и т.д.) – 37 (27%);
  • запретить деятельность молодежных субкультур. – 28 (20%).

Педагогом-психологом проведена диагностика социальной компетентности 130 учащихся, участников инновационного проекта. Социальная компетентность 123 (94%) учащихся в целом соответствует их возрасту (социально-психологический норматив); у 7 (5%) учащихся по уровню развития социальной компетентности прослеживается тенденция к некоторому опережению своих сверстников. Анализ по субшкалам «Самостоятельность», «Уверенность в себе», «Отношение к своим обязанностям», «Развитие общения»,  «Организованность, развитие произвольности», «Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями» показывает, что от 94% до 99% респондентов социальная компетентность соответствует их возрасту (социально-психологический норматив).

С целью диагностики определения общего уровня сформированности гражданского самосознания у учащихся проведено анкетирование. У 85% учащихся сформирована гражданская позиция, готовность отвечать за свои поступки, знание флага, герба и гимна, соблюдение порядка в общественных местах.

Результаты диагностики были озвучены педагогам, членам инновационной группы, для работы в классах, задействованных в исследовании, коррекции имеющихся пробелов в сформированности гражданского самосознания и профилактики вовлечения подростков в молодёжные деструктивные субкультуры.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

С целью успешной реализации  проекта  проведена определённая работа с участниками образовательного процесса, направленная на осознание  педагогами, учащимися и их родителями своей роли и ответственности за ход и результат инновационной деятельности.

В сентябре проведено инструктивное совещание по изучению и обсуждению нормативных документов и инструктивно — методических материалов по организации инновационной деятельности. В результате членами инновационной группы изучены нормативные документы, определены темы исследования, цели и задачи, составлены планы работы.

Также в сентябре с целью введения родителей, законных представителей учащихся  в проблемное поле инновационного проекта проведено общешкольное родительское собрание.

В течение учебного года осуществлялась организация целевого повышения квалификации совместно с другими учреждениями – участниками инновационного проекта. В ноябре начата работа  по организации постоянно действующего семинара «Организационно-педагогические условия формирования социально-гражданских компетенций  учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение». В апреле 2024 года создана гимназическая медиалаборатория проектов учащихся. В мае запланирован конкурс  презентаций «Субкулькультуры прошлого и настоящего».

На протяжении всего учебного года осуществлялась психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов-инноваторов.

Результаты инновационной деятельности

Результатом реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году стало создание оптимальных условий для реализации проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение». Педагогами изучены теоретические знания, разработаны проекты уроков, воспитательных мероприятий по теме проекта. Проведена диагностика социальной компетентности, диагностика уровня сформированности гражданского самосознания у учащихся, стартовая диагностика на выявление знания молодёжных субкультур. С результатами ознакомлены педагоги.  Выявлен уровень тревожности у учащихся, для снижения которого педагогами изучен опыт общения в рамках мероприятий учитель-ученик, а также возможное взаимодействие посредством сети Интернет. Организация и проведение внеклассных мероприятий в интернет-пространстве, внедрение в образовательный процесс инновационных форм работы позволили педагогам-инноваторам совершенствовать навыки педагогического исследования, повысить уровень информационно-коммуникационных компетенций, приобрести устойчивую потребность в профессиональном  росте.  

Заключение

Опыт реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение» в 2023/2024 учебном году позволяет сделать следующие выводы:  

1) инновационная деятельность осуществлялась в соответствии с Инструкцией об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь;

2) результатом работы по реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году явилось следующее: получены результаты диагностики готовности всех участников к работе по реализации проекта; создана партнерская сеть участников инновационного проекта; организация в учреждении образования системы воспитательной работы по формированию адекватного отношения учащихся к проблеме оценки интернет-субкультур, информационных медиаресурсов и взаимодействия с ними в контексте тех вызовов, которые бросает нам ситуация медиаглобализма, включая гибридную агрессию коллективного Запада против Республики Беларусь, в том числе и в виде новых интернет-субкультур, имеющих агрессивную и деструктивную направленность.

3) задачи первой стадии практического этапа реализации инновационного проекта  решены успешно;

4) осознание педагогическим  коллективом, гимназистами и их законными представителями необходимости продолжить работу по освоению и внедрению в практику проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение» в 2023/2024 учебном году.

Основными задачами следующего этапа станут:

  • создать планирующие, дидактические и информационные материалы по сопровождению инновационного проекта;
  • провести мониторинг удовлетворенности образовательным процессом, его результатами обучающихся, их родителей, учителей;
  • создать условия для интенсификации самообразовательной деятельности педагогов;
  • продолжить наращивание комплекса ресурсов по теме проекта.

Работу по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение» необходимо продолжить, так как данный проект предоставит возможность систематизировать деятельность педагогического коллектива учреждения образования через внедрение эффективных научно-методических ресурсов: теоретических, диагностических, организационно-методических, включающих закономерности и принципы, формы и технологии, методы, приемы и средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение с целью повышения уровня медиакомпетентности и медиабезопасности учащихся, расширит опыт инновационной деятельности и уровень профессиональных компетенций педагогов.

 

Директор гимназии                                                              Т.М.Калькова

Заместитель директора по учебной работе                     И.В.Сапронова                   

 

СОГЛАСОВАНО

Данилевич Сергей Александрович, кандидат философских наук, заведующий кафедрой дидактики и частных методик УО «Могилёвский государственный областной институт развития образования».

Консультант:                                               С.А.Данилевич

«3» мая 2024

Мельниченко Юрий Сергеевич, старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик УО «Могилёвский государственный областной институт развития образования».

Консультант:                                               Ю.С.Мельниченко

«3» мая 2024

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодежных субкультур на подрастающее поколение» на 2024/2025 учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Результат

1

2

3

4

5

1

Заседание совета гимназии №1. Рассмотрение плана деятельности на 2024/2025 учебный год и промежуточных результатов инновационной деятельности в гимназии

август

Директор

Калькова Т. М.

Выписка из протокола совета

2

Издание приказа об организации инновационной деятельности

август

Директор

Калькова Т. М.

Приказ

3

Корректировка состава инновационной команды по организации и методической поддержке проекта, распределение функциональных обязанностей участников инновационной деятельности, издание приказа

сентябрь

Директор

Калькова Т. М.,

Зам. директора

 Шашукова С.А.

Приказ

4

Инструктивно-методическое совещание по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность. Корректировка плана работы на 2024/2025 учебный год

сентябрь

Зам. директора Шашукова С.А.,

Фомина Е.К.

План работы

5

Изучение и обновление литературы по теме проекта

сентябрь

 

Зам. директора

Шашукова С.А.

Список литературы по теме проекта

6

Информирование родителей об особенностях образовательного процесса в контексте инновационной деятельности в текущем учебном году

 

август-сентябрь

Директор

Калькова Т. М.,

зам. директора Фомина Е.К., классные руководители

Классные родительские собрания, протоколы собраний

7

Оформление и обновление информации об инновационной деятельности на сайте гимназии

в течение года

Зам. директора Шашукова С.А.,

Фомина Е.К., инженер-программист Стоянов А.В.

Страница сайта, гиперссылки, пополнение материалов виртуального методического кабинета

8

Консультация для педагогов по ведению документации инновационной деятельности

в течение года

Зам. директора Шашукова С.А.

 

9

Изучение материалов периодической печати, материалов сети Интернет, тематической литературы, обновление аннотированного списка литературы по инновационной деятельности каждого педагога

сентябрь

Члены инновационной группы

Списки литературы

10

Корректировка программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности, определение режима взаимодействия психолога с педагогами

сентябрь

Педагог-психолог Роговая С.В.

 

Программа педагогического сопровождения инновационной деятельности

11

Включение в тематику заседаний учебно-методических объединений вопросов по теме инновационного проекта

октябрь

январь

март

май

Зам. директора Шашукова С.А.,

председатели УМО

Протоколы заседаний

12

Разработка перечня инновационных заданий для членов инновационной группы

октябрь

Зам. директора Шашукова С.А.

Перечень инновационных заданий

13

Организация исследовательской и проектной деятельности с учащимися по предметам в рамках тематики проекта

октябрь

Зам. директора Шашукова С.А., члены инновационной группы

Таблица-список «Темы творческих и исследовательских проектов»

14

Организация взаимопосещения учебных занятий «Обсудим вместе»» среди педагогов-инноваторов

октябрь-ноябрь

Зам. директора Шашукова С.А., члены инновационной группы

План-график взаимопосеще-ния

15

Организация постоянно действующего семинара «Организационно-педагогические условия формирования социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодёжных субкультур на подрастающее поколение»

октябрь

декабрь

март

 

Зам. директора Шашукова С.А.,

Фомина Е.К.

Материалы семинара

16

Диагностика учащихся по выявлению их уровня сформированности медиакультуры и медиаграмотности учащихся

октябрь

Зам. директора Шашукова С.А.,

Фомина Е.К.

Инженер-программист Стоянов А.В.

Информация

17

Разработка памяток для учащихся «Безопасный интернет»

ноябрь

Инженер-программист Стоянов А.В.

Памятки

18

Содействие самообразованию педагогов-участников инновационной деятельности, повышение квалификации участников инновационного проекта (АПО, ИРО) (согласно индивидуальным планам)

в течение года

Зам. директора Шашукова С.А.,

Фомина Е.К.

 

Консультации

19

Консультирование педагогов по вопросам реализации инновационных заданий

в течение года

Зам. директора Шашукова С.А.

 

 

20

Работа с консультантом проекта

В течение года

Директор Калькова Т.М.,

Консультации

21

Организация деятельности волонтерского отряда в рамках реализации проекта

Участие в благотворительной акции «Доброе сердце»

декабрь

Педагог-организатор

И.А. Леоненко

Планирование деятельности отряда

22

Мониторинг педагогических затруднений педагогов

В течение года

Зам. директора Шашукова С.А.,

Фомина Е.К.

Информация

23

Педагогический совет «Профессиональное самосовершенствования педагогических работников как фактор обеспечения качества образования»

январь

Директор

Калькова Т.М.,

Зам. директора

Шашукова С.В.

Выписка из протокола, материалы педсовета

24

Анализ промежуточных результатов деятельности педагогов, учащихся по теме проекта (методический совет)

январь

Зам. директора Шашукова С.А.

Выписка из протокола, материалы

25

Методическая декада открытых учебных занятий и классных часов «Панорама инновационного опыта: действия, проблемы, перспективы»

январь-февраль

Зам. директора Шашукова С.А., педагоги-инноваторы

Разработки

26

Торжественное собрание по приёму новых членов в первичную организацию ОО «БРСМ» «Будь рядом с нами!»

январь

Зам. директора Фомина Е.К.,

педагог-организатор Леоненко И.А.

 

27

Гимназическая учебно-исследовательская конференция

февраль

Зам. директора Шашукова С.А.,

Кочемирова Е.В.

Учебно-исследовательские работы

28

Уроки мужества «Непобедимая и легендарная» с приглашением представителей Вооружённых Сил Республики Беларусь, БСО

февраль

Зам. директора Фомина Е.К.,

педагоги-инноваторы

Разработки

29

Педагогический совет «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся в контексте роста влияния молодёжных субкультур на подрастающее поколение в процессе учебной и воспитательной деятельности»

март

Зам. директора Фомина Е. К.,

Зам. директора Шашукова С.А.

Выписка из протокола, материалы педсовета

30

Мониторинг удовлетворенности образовательным процессом, его результатами обучающихся, их родителей, учителей

март

Зам. директора Фомина Е. К.,

Зам. директора Шашукова С.А.

Информация

31

«На пороге гражданской зрелости»: торжественное вручение подарочного издания «Я — гражданин Республики Беларусь»

март

Зам. директора Фомина Е. К.,

зав.библиотекой Тищенко И.А.

 

32

Пополнение материалов гимназической медиалаборатории

апрель

Зам. директора Шашукова С.А.,

Фомина Е.К., члены инновационной группы

 

33

Презентация опыта работы педагогов в рамках инновационного проекта «Педагогический вернисаж». Издание сборника с методическими наработками учителей по теме проекта

апрель

Зам. директора Шашукова С.А.,

члены инновационной группы

Инновационные продукты, сборник

34

Анализ педагогических дневников участников инновационного проекта

апрель

Директор

Калькова Т.М.,

Зам. директора

Шашукова С.В.

 

35

Создание промежуточного отчета о ходе реализации инновационного проекта. Оформление пакета документов по продолжению инновационной деятельности в 2025/2026 учебном году

апрель

Зам. директора Фомина Е. К.,

Шашукова С.А.

Справка, пакет документов

36

Разработка календарного плана реализации инновационного проекта на 2025/2026 учебный год

май

Зам. директора Шашукова С.А.

Календарный план

37

Участие членов волонтерского отряда, педагогов в акции «От памятника к памятнику», «Вахта Памяти», «Ветеран живет рядом»

май

Зам. директора Фомина Е. К.,

педагог-организатор Леоненко И.А.

 

38

Педагогический совет «О промежуточных итогах реализации инновационного проекта»

июнь

Директор

Калькова Т.М.,

Зам. директора

Шашукова С.В.,

Фомина Е.К.,

Выписка из протокола, материалы педсовета