№ п/п Содержание работы Сроки проведения Ответвленные
1 Безопасность вашего ребенка. Как уберечь ребенка от насилия (ролевая игра для родителей) Октябрь Педагоги-психологи Роговая С.В. Дворянова Н.А.
2 Семейные конфликты: кто должен выиграть? (психолого-педагогический тренинг) Декабрь Педагоги-психологи Роговая С.В. Дворянова Н.А.
3 Основные правила медиабезопасности (круглый стол) Март Педагоги-психологи Роговая С.В. Дворянова Н.А.
4 Зависимое поведение, его причины, факторы риска, формирование зависимостей Май Педагоги-психологи Роговая С.В. Дворянова Н.А.

14 сентября в гимназии прошло родительское собрание «Безопасность детей — забота родителей», в котором приняли участие следователь Жлобинского РОСК Богатов Д.А., инспектор РОЧС Богдан М.А., инспектор ОГАИ Жлобинского ОВД Лаз А.С. Все выступающие призвали объединить усилия семьи и школы в каждодневном воспитании у учащихся ответственного отношения к личной безопасности и законопослушному поведению.

В настоящее время большое внимание уделяется профилактике насилия в образовательрой среде. В современном мире школьный буллинг рассматривается как серьёзная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике. По теме «Буллинг: как помочь ребёнку» 12 октября прошло заседание родительского университета

Психологическое (эмоциональное) насилие- нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка тли его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.

К формам психологического насилия относят:

 Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

-враждебное отношение к ребёнку, умаление ценности его личности, унижение, оскорбление, в том числе публичное;

-высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);

— превращение ребёнка в изгоя, постоянная критика в его адрес, частые наказания, отказ в поощрении, принуждение его выполнять большую часть работы по дому.

Изоляция – последовательные  действия, направленные на введение необоснованных ограничений на социальные контакты ребёнка, лишение его возможности встречаться со сверстниками как дома , так и вне его.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:

-нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;

-взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

-отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.

Отказ в эмоциональной близости -игнорирование попыток ребёнка наладить отношения и его потребности в общении, нежелание или неспособность выказывать любовь и проявлять ласку к ребёнку.

Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т.к. в отличие от физического, явные признаки психологического насилия редко видны. Однако его последствия могут быть чрезвычайно тяжёлыми. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:

-беспокойство или тревожность;

-длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-агрессивность;

-склонность к уединению;

-чрезмерная уступчивость;

-суицидальные угрозы или попытки;

-неумение контактировать другими людьми;

-проблемы с учёбой

— низкая самооценка.

Дети предпочитают переживать всё в душе, поскольку убеждены: того о чём не сказано вслух не существует. Сохранить этот большой секрет (обиду) важнее, чем рассказать о своих чувствах.

Как мы, родители, можем  помочь своему ребёнку, если неприятная ситуация уже случилась, и вы или ваш ребёнок пострадал от негативного воздействия внешней среды.

Если вокруг тебя будет находиться люди, изнемогающие от жажды, вы ничем не сможете им помочь, не наполнив своё собственное ведро водой…

Это говорит о том, что помочь детям мы сможем только тогда, когда научимся сами справляться с трудностями

Каждый из нас хочет быть счастливым. Мы оцениваем мир вокруг себя и стараемся сделать так, чтобы он максимально отвечал нашим запросам. Однако далеко не всё и не всегда происходит так, как хотелось бы.

Трудности и препятствия нередко встречаются в нашей жизни. Мы печалимся, расстраиваемся, ищем объяснения, почему всё произошло так, а не иначе, никак не можем поверить в то, что это случилось с нами. Наша жизнь становится другой, не такой, как прежде. Иногда нам кажется, что вкус жизни и желание жить навсегда утрачено, и мы с трудом начинаем поиск новых смыслов, приоритетов и перспектив. Всё плохо. Но так ли абсолютно всё? Мы продолжаем жить, а значит, у нас ещё есть шанс стать счастливыми. Единственное, что для этого нужно, – это наше искреннее желание.

Я хочу вас познакомить с рекомендациями и упражнениями, которые помогут Вам преодолеть, на первый взгляд, безвыходные, трудные жизненные ситуации. Единственная просьба к Вам: давайте не будем считать их абсолютно негативными. Они скорее негативные, чем позитивные, ведь никогда не поймёшь, что такое счастье,  не зная, что такое горе, не так ли?

Для начала давайте с Вами разберёмся, что представляет собой трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение Вашей привычной жизнедеятельности, в результате чего Вы не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни. Это ситуации, в которых есть опасность для физического или психического здоровья, которые происходят неожиданно, по непонятным для Вас и не зависящим от вас причинам, которые сопровождаются потерей смысла жизни, прежних ценностей и т.д.

Получается, что после трудной ситуации Ваша жизнь подлежит пересмотру и переосмыслению. Однако это не значит, что всё, чем Вы жили, раньше было ошибочным. Это означает, что теперь этого недостаточно, чтобы быть счастливым. Привычный способ жизни перестал приносить Вам счастье, и Ваша важнейшая задача – отыскать новый источник счастливой жизни.

Поскольку знакомых Вам вариантов выхода из сложившейся ситуации нет, Вам нужно перейти на новый уровень своих возможностей, обратиться к скрытым ресурсам, обнаружить ранее известные и невостребованные способности, о существовании которых Вы даже не догадывались. Это называется «преодолеть себя» – не исправить, не изменить, а, вооружившись приобретённым жизненным опытом, пусть даже негативным, научиться сегодня быть счастливее себя вчерашнего.

Возможно, у Вас возник вопрос: какие конкретно ситуации можно отнести к категории трудных жизненных? Однако никто кроме Вас самих не сможет дать ответ на этот вопрос. Почему? – спросите Вы. Потому, что является или не является ситуация трудной жизненной полностью зависит от того, как Вы её воспринимаете.

 Одна и та же ситуация для одного человека может стать мелкой неприятностью, для другого –

катастрофой. От чего это зависит? От того, встречались ли похожие ситуации в Вашей жизни, хватит ли у Вас, по Вашему мнению, личностных ресурсов для разрешения данной ситуации и насколько безопасными для своей жизни и здоровья Вы считаете её последствия. Несмотря на индивидуальный подход к оценке ситуаций, есть несколько общих признаков, характеризующих трудные жизненные ситуации. Знание этих признаков поможет Вам настроиться на принятие и позитивное разрешение трудностей.

Признаки трудных жизненных ситуаций.

 Случаются неожиданно;

 Вы не готовы к ним;

 Вы чувствуете бессилие предотвратить их;

 Происходят очень быстро;

 Характеризуются жестоким обращением с Вами;

 Характеризуются ощущением опасности, собственного бессилия и

беспомощности, которые Вы пережили в детстве.

Почему так важно принять трудную жизненную ситуацию и что это значит? Приятие опыта означает, что мы умеем распознавать, что для нас благоприятно, а что нет, принимаем неизбежность как позитивных, так и негативных событий, осознаем последствия любого опыта, независимо от степени его желательности для нас. Если полученный жизненный опыт мы пережили в неприятии, то есть в осуждении, чувстве вины, страхе, сожалении и других формах отрицания случившегося, то мы можем снова и снова попадать в похожие трудные жизненные ситуации, в которых будем пытаться решать проблемы прошлого.

Возможно,  у Вас возник вопрос: как понять, есть ли в Вашем опыте непринятые трудные жизненные ситуации? Понять это можно по симптомам, которые возникли у Вас сразу после встречи с трудными жизненными ситуациями или сохраняются в настоящее время.

Симптомы непринятия трудной жизненной ситуации.

Эмоциональные симптомы:

 Шок, отвержение, потеря веры  (мир начинает рассматриваться как

пугающее и опасное место);

 Ярость, раздражение, скачки настроения;

 Вина, стыд, самообвинение;

 Чувства тоски и безысходности;

 Растерянность, нарушение концентрации;

 Тревога и страх;

 Замкнутость;

 Ощущение брошенности.

Физические симптомы:

 Бессонница и ночные кошмары;

 Пугливость;

 Сердцебиение;

 Острые и хронические боли;

 Повышенная утомляемость;

 Суетливость;

 Мышечное напряжение.

Если какие-то из перечисленных симптомов характерны для Вас, то Вы абсолютно точно пережили трудную жизненную ситуацию. Однако не следует думать, что это произошло вследствие неправильно выбранной стратегии поведения. Нет «правильного» и «неправильного» способа реагировать на трудную жизненную ситуацию: чувствовать, думать и действовать. Поэтому не стоит винить себя и других за те или иные действия. Ваше поведение – это НОРМАЛЬНАЯ реакция на НЕНОРМАЛЬНУЮ ситуацию. Вам нужно принять в Вашу жизнь новый опыт, пусть даже пока негативный, который сделает Вас мудрее. Так следует говорить и вашему ребёнку, когда вы видите , что он нуждается в вашей поддержке.

Теперь, когда Вы знаете, что представляют собой трудные  жизненные ситуации, каковы их признаки и последствия, давайте перейдём к рекомендациям и упражнениям, которые помогут Вам сделать самостоятельные шаги навстречу собственной счастливой жизни.

 Помните: любая проблема, которая у Вас имеется в наличии, остаётся с Вами ровно до тех пор, пока Вы по какой-то причине считаете её нужной. Даже если это абсолютно бессознательное убеждение, от этого оно не менее действенно.

1. Какими бы сложными, неразрешимыми или даже трагическими ни казались возникшие обстоятельства, необходимо задаться вопросом: «Что полезного может мне дать эта ситуация?». В любой обстановке, при любом стечении событий есть что-то жизненно необходимое именно для Вас сейчас, иначе они не возникли бы. Большинство ситуаций в жизни мы, так или иначе, создаем сами, спровоцировав их ранее принятыми решениями и взглядами на жизнь, себя и других. Чтобы не блуждать в вечной неопределенности, судьба периодически дает нам обратную связь для дальнейшей корректировки наших мыслей, взглядов и действий. То, что есть сейчас можно рассматривать как меньшее зло из возможных или как вызов, новую ступень для личностного роста.

2.  После трудной жизненной ситуации нельзя изолироваться. Изоляция от других людей и постоянное обдумывание проблемы только усугубит ситуацию. Научитесь просить о поддержке. Очень важно не закрываться в себе, а открыться близкому человеку. Это может быть родственник, друг, близкий человек, которому Вы доверяете.

3. Чтобы найти в себе силы и мудрость разрешить трудную жизненную ситуацию наилучшим образом, вспомните, какие качества и свойства Вас наиболее привлекают в других людях. Именно эти особенности характера Вам сейчас более чем необходимы – их нужно найти в себе, позволить им проявить себя, развивать их и воспитывать. Чтобы взять под контроль ситуацию и не нуждаться в контроле над другими – достаточно управлять собой.

4. Безвыходных ситуаций не бывает. Обратитесь к собственному опыту. Вспомните все ситуации, когда Вам удавалось чего-то добиться или казавшееся безнадежным дело, вдруг обернулось для Вас удачей. Сделайте единственно возможный для себя вывод: Вы решали и не такие сложные проблемы, справитесь и с этой.

5. Было бы ошибкой постоянно стремиться избежать неприятностей и проблем. Во-первых, концентрируясь на неприятностях, Вы склонны притягивать их в свою жизнь, а во-вторых, это отвлекает Ваше внимание от основной желаемой цели. Поэтому самое разумное – самостоятельно представить наилучший сценарий своей жизни и двигаться в выбранном направлении, не боясь трудностей. Они неизбежны, но преодолимы.

6. Вам во многом должно нравиться то, что Вы делаете, то, как, где, в каком окружении живете. Это необходимое условие для счастья и правило счастливых людей. С опорой на то, что Вас радует в вашей жизни, с адекватной положительной оценкой себя, Вы можете успешно менять то, что Вас не устраивает.

Упражнение 1. «Мозговой штурм»

Ответьте себе на вопрос:

«Что Вы можете сделать, чтобы снизить свой уровень переживаний по поводу трудной жизненной ситуации? Что Вы делаете, чтобы позаботиться о себе, доставить себе радость?». При составлении списка постоянно задавайте себе вопрос: «Что ещё Вы можете сделать?», чтобы записанных пунктов получилось как можно больше. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью привычные виды деятельности, осознать, как они могут противостоять негативным переменам».

Упражнение 2. «Знакомство с привычным»

Посмотрите, какой Вы видите трудную жизненную ситуацию, с которой Вы столкнулись, со следующих позиций:

  С орбиты космического спутника;

  С высоты птичьего полёта;

  С вершины рядом стоящего дерева;

  С собственной ладони.

Видите, как всё в жизни относительно.

Упражнение 3. «Психоэнергетический зонтик».

Проводить вместе с ребёнком.

Упражнение проводится в течение 5-7 минут. Представьте, что над Вашей головой образовался «зонтик», который защищает Вас от страхов, тревог и т.д. Уверенно и крепко держите ручку этого «зонтика» на протяжении 5-7 минут. Что Вы чувствуете? Возвращайтесь к этому состоянию всякий раз, когда попадаете в неприятные ситуации.

Упражнение 4. Приемы расслабления, которые можно

использовать в трудных жизненных ситуациях

Упражнение «Мороженое».

 Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что Вы – мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, за тем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального расслабленного психоэмоционального состояния.

Упражнение  «Дерево жизни». Можно выполнять вместе с ребёнком.

Сядьте удобно. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь.. Представьте себе, что Вы находитесь в саду, где растут разные деревья… Все они интересны, но одно из них привлекает ваше внимание… Посмотрите внимательно, что это за дерево?.. Какой у него ствол, ветви?.. В каких условиях оно растет? Представьте, что вы становитесь этим деревом, ваше тело – это ствол, хорошо укорененный в земле, от ствола отходят ветви с листьями. Какой они формы? Есть ли на дереве цветы или плоды? Ваши корни пронизывают землю, из которой поступают питательные вещества…

Земля питает дерево своими соками, и оно набирается сил… Ваши ветви распрямляются, тянутся вверх, листья, цветы или плоды растут… Солнышко согревает и дарит дереву свое тепло…  Вы чувствуете прилив сил и энергию внутри себя… Удержите это ощущение… А сейчас откройте глаза и вернитесь в привычное состояние. Что вы почувствовали?.

 После завершения упражнения нарисуйте своё дерево на бумаге. Этот рисунок – Ваш ресурс на все случаи встречи с трудными жизненными ситуациями.

Упражнение «Безопасное место»  Выполнять вместе с ребёнком

Цель упражнения – сформировать образ безопасного места, создать ощущение безопасности.

Инструкция 1

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Обращайте внимание на то, как Вы дышите. Если какие-то мысли приходят Вам в голову, то просто отпускайте их.

 Представьте себе место, в котором Вы чувствовали бы себя максимально безопасно. Может быть, это место знакомо Вам и Вы его знаете. Может быть, оно существует у Вас в доме или такое место было в доме Вашей родительской семьи. Может быть, это место находится где-то в городе или на природе. А может быть, Вы можете сейчас придумать себе это место. Осмотрите внимательно это место. Послушайте звуки, которые есть в этом месте. Если в этом месте находятся люди, которых Вы не знаете или которые Вам не приятны, попросите их уйти. И сейчас в Вашем безопасном месте старайтесь запомнить все те ощущения, которые есть у Вас, когда Вы находитесь там. Что вы связываете Вас с этим местом?

Обратите внимание на Ваше дыхание: как при вдохе Ваша грудная клетка расправляется, а при выдохе – сужается. Чувствуйте, как ваши ноги опираются об пол, и как стул поддерживает Ваше тело. В удобном для Вас темпе возвращайтесь и открывайте глаза.

Инструкция 2:

Нарисуйте свое безопасное место и разместите рисунок на самом видном для Вас месте. Подумайте, как или в каких случаях Вы будете использовать возможность «безопасного места»? Помните: при встрече с трудными жизненными ситуациями Вы всегда можете туда вернуться.

Таким образом, трудная жизненная ситуация выходит за рамки нашего жизненного опыта, не имеет индивидуальных аналогов переработки. Поэтому мы не можем найти из неё выход, используя привычные способы жизнедеятельности. Иногда происходит так, что человек предпочитает не расставаться со своими негативными переживаниями, какими бы серьезными они ни были, ради заботы, внимания или компенсации, которую он получает.

Как бы тяжело, больно, грустно Вам не было, помните, что ничего не бывает вечным: день сменяет ночь, солнечную погоду – дождливая.

Научитесь сами и научите своего ребёнка относиться к трудностям как к временным, тем более что так оно и есть. Научитесь принимать и преодолевать трудные жизненные ситуации так, чтобы через них принять и полюбить себя, получить новый жизненный опыт, научиться видеть жизнь во всём её разнообразии, находить позитивное в негативном. Не случайно Лев Толстой писал: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть».

Трудная жизненная ситуация – это, с одной стороны, опасность, угроза для жизни и здоровья, а с другой стороны, – опасность, что мы не заметим тот шанс, те возможности, которые она нам предоставляет, и не воспользуемся ими. Что станет результатом Вашей встречи с трудной жизненной ситуацией – зависит только от Вас. Ведь всё в Ваших руках!

Пожалуй, все родители хотят, чтобы их дети выросли успешными, счастливыми, способными осуществить свои мечты. Но что делать, если ваш ребенок постоянно повторяет: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я так не умею»? Почему он не замечает своих успехов и концентрируется на ошибках и неудачах? Причина такого поведения может скрываться в низкой самооценке, которая в будущем доставит ребенку немало проблем – от неуверенности в себе и школьной неуспеваемости до нежелания преодолевать трудности и даже жить. Как же повысить самооценку ребенка?

Как взаимодействовать с детьми, у которых сформировалась низкая самооценка? Ответы на эти и многие другие вопросы вы, уважаемые родители, вы найдете в данной консультации.

Прежде всего, давайте разберемся, что представляет собой самооценка. Самооценка — это ценность, приписываемая личностью себе или отдельным своим качествам. Самооценка ребенка складывается из собственных суждений и мнений окружающих. Последние могут быть как позитивными («Молодец», «Умница», «Ты такой добрый / умный / аккуратный»), так и негативными («Неряха», «Непослушный», «Плакса»). Чем чаще ребенок сталкивается с отрицательным мнением о себе, тем выше вероятность формирования у него низкой самооценки.

Низкая самооценка ребенка выражается в его неуверенности в себе, чрезмерной самокритичности, неспособности реализовать свои задатки.

Часто дети с такой самооценкой имеют ограниченный круг общения и деятельности. Они не отстают от своих сверстников в интеллектуальном развитии, однако внутренняя скованность, напряжение в общении как с детьми, так и с взрослыми не позволяет им проявить себя, доказать свою состоятельность. Обычно низкий уровень самооценки сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, робостью и застенчивостью. Обладает ли ваш ребенок низкой самооценкой? Определить это, уважаемые родители, вы сможете разными способами. Например, проанализировав его ответы на вопросы:

  • Ты хороший?
  • Ты добрый?
  • Ты умный?
  • Ты красивый?
  • Ты послушный?
  • Ты аккуратный?

Можете попросить ребенка обосновать свои ответы («Почему ты так считаешь?»). Затем подсчитайте количество баллов (за каждый положительный ответ полагается 1 балл) и оцените результат:

6 баллов — завышенная самооценка;

5 баллов — высокая;

4 балла — средняя;

3—4 балла — низкая;

1—0 баллов — очень низкая.

О самооценке ребенка может «рассказать» его рисунок. Попросите ребёнка нарисовать что-либо на альбомном листе (ориентирован горизонтально) и проанализируйте размещение рисунка. В норме он располагается по центру листа. Положение рисунка в верхней части листа (чем выше, тем более выражено) трактуется как показатель высокой самооценки, в нижней части — низкой.

Итак, если вы определили, что у вашего ребенка низкая или очень низкая самооценка, самое время приступать к работе по ее повышению.

Прежде всего, уважаемые родители, вспомните: в каких случаях ваш ребенок говорил: «у меня не получится», «я не смогу»? Постарайтесь найти причины его неуверенности в себе. Для этого вспомните вместе с ребенком его успехи и неудачи. Возьмите два листа бумаги. На одном из них перечислите неудачи ребенка, на втором — все победы, которые ему удалось одержать. Приравнивайте к успехам даже самые маленькие, незначительные достижения. Затем сравните и проанализируйте оба списка. Если неудач оказалось больше, обратите внимание на мысли, чувства ребенка, его поведение, отношение к учебе. Возможно, он воспринимает учёбу как тяжёлый труд, но не понимает для чего он необходим. Если больше успехов — проанализируйте собственные ожидания относительно ребенка. Насколько они соответствуют действительности? Возможно, вы хотите от ребенка больше, чем он старается достичь.

Вспомните, уважаемые мамы и папы, о чем вы мечтали в детстве? Все ли ваши мечты осуществились? Иногда родители, не реализовав своих желаний, боятся, что тоже самое произойдет и с их детьми. В таких ситуациях возникает порыв помочь ребенку, направить его, что со временем может перерасти в тотальный контроль и давление. Можно ли это заметить? Конечно. Например, на ваши подбадривания ребенок отвечает «ты повторяешь одно и то же», «я не могу больше слушать это» или делает вид, что ему скучно, что он занят своими делами и т. д. Если такие фразы и невербальные реакции вам знакомы, значит, дело не в неудачах ребенка, а в вашем взаимодействии с ним. В таком случае вернемся к вопросу о том, почему ваш ребенок постоянно повторяет: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я так не умею»? Зачем он пытается убедить вас в том, что у него ничего не получится?

Проявляя беспокойство из-за неудач ребенка, вы показываете свои сомнения в его состоятельности и успешности, способности достичь поставленной цели и т. д. Ребенок может подумать, что проблемы возникают лишь у него. Фразами «старайся, ты станешь счастливым и успешным», «если у меня не получилось, то должно получиться у тебя» родители повышают уровень требований к ребенку. Он начинает паниковать, так как вкладывает в свои действия иной смысл. В то же время ребенок понимает, что его неудачи расстраивают родителей, и поэтому, чтобы уйти от давления и не тревожить близких, может сказать «у меня не получится», что будет обозначать «не давите на меня, я все равно не справлюсь». Таким образом, боязнь ребенка сделать что-либо неправильно, разочаровать родителей побуждает его вообще отказываться от деятельности. Чтобы убедиться в этом, вспомните, есть ли в вашем окружении люди, которым ваш ребенок не говорит фразу «у меня не получится»?

Как складываются его отношения с ними? Успешна ли его деятельность? Страх ребенка совершить ошибку, не оправдать доверие родителей будет всегда сильнее его желания достичь поставленной цели. Поймите: ваш ребенок нуждается в вашей любви, вере и поддержке.

 Скажите ему: «Я люблю тебя и верю в твои силы. Вместе у нас получится все!». Главнее быть

для ребенка другом, а не коллекционером его наград и достижений. Не так ли?

Постарайтесь справиться со страхом за будущее детей. Это придаст им уверенности в себе и поможет осуществить свои мечты вам на радость. Ваш ребенок должен понять: его мама и папа также нуждаются в поддержке, поэтому ему нельзя останавливаться перед трудностями, нужно двигаться вперед, чтобы завтра было лучше, чем сегодня и вчера.

А что делать, если из-за низкой самооценки ваш ребенок готов на все, лишь бы «завтра» для него не наступило? Как правильно реагировать на его фразу «у меня ничего не получается, я не хочу больше жить»?

Сначала определите, что наводит ребенка на такие мысли.

Например: спросите его, в какие моменты он испытывает тревогу? Ответы могут быть разными: «Меня оскорбляют в школе», «Несправедливо обвиняют в чем-либо», «Часто ссорюсь с друзьями» и т. д.

Иногда ребенок может быть уверенным в том, что приносит окружающим лишь неприятности. Вы можете услышать от него: «такого не испытывал никто, кроме меня». Эту уникальность переживаний нужно разрушить в первую очередь. Важно объяснить ребёнку, что не только он, но и его сверстники, и даже его мама и папа могут оказаться в неприятной ситуации, испытать разочарование, тревогу. Потому что всё, что происходит в нашей жизни, зависит не только от нас самих, но и от обстоятельств, поступков окружающих нас людей и т. д.

Спросите у ребенка о его планах на будущее. (Поверьте, несмотря на мрачные мысли, они у него есть.)

 Как вы и ваш ребенок оцениваете: удастся ли их реализовать?

 Задумайтесь: как вы говорите о будущем вашего ребенка Вашим друзьям и знакомым и самому ему? Говорите ли вы другим, что ваш ребенок сможет со всем справиться, а ребенку рассказываете, что жизнь — это тяжкий труд, что он (ребенок) будет постоянно сталкиваться с трудностями, и неизвестно, получится ли у него справиться с ними. Услышав это, ребенок может потерять уверенность в своих силах, стать растерянным, тревожным. Он может убедиться, что жизнь — это бесконечная череда препятствий, которые необходимо преодолевать. Вы ориентируете ребенка на учебу, дальнейшую работу, но не объясняете, для чего это нужно, какой в этом смысл. Именно поэтому ребенок не горит желаем преодолевать трудности.

Создайте список проблем, которые вызывают у ребенка суицидальные мысли. Спросите его: «Что такое, по-твоему, смерть?». Часто дети считают ее способом избавления от всех проблем. Объясните ребенку, что ни один, а проблема не стоит человеческой жизни! Из любой, даже самой сложной ситуации можно найти выход! Например, получив плохую отметку, можно постараться исправить ее и т. д.

Вспомните, как вы реагируете на слова вашего ребенка о самоубийстве.

Кричите? Плачете? Пытаетесь отвлечь его? Но отвлечь можно малыша погремушками, но никак не подростка. Как избавить подростка от мыслей о суициде?

Предложите ребенку слепить из разноцветного пластилина любое животное. Когда фигурка будет готова, спросите его: «Доволен ли ты результатом своей работы?», «Животное получилось таким, как ты хотел?», «Все ли усилия ты приложил для этого?» и т. д. Попытайтесь задавать такие вопросы, чтобы хотя бы на один из них ребенок ответил отрицательно.

Услышав это, бросьте пластилиновую фигурку на пол и прокомментируйте свой поступок: «Можно решить проблему простым способом: выбросить то, что тебе не нравится, и потерять это навсегда». Затем, подняв фигурку, добавьте: «А можно попытаться решить проблему. Думая о самоубийстве, ты выбираешь простой способ ее решения. Тебе кажется, что как только ты распрощаешься с жизнью, все будет хорошо. Однако ничего не будет. Жизнь дается человеку один раз и от нее нельзя избавиться, как от этой пластилиновой фигурки. Даже думать о самоубийстве — неправильно. Важно начать решать эти проблемы, а не прятаться за идеей самоубийства. В противном случае будет только депрессивное отношение к жизни. А ведь из нее можно слепить все, что ты хочешь, нужно только постараться».

Вам, уважаемые родители, важно научиться разговаривать со своим ребенком как с взрослым. Учите его решать проблемы, а не убегать от них.

Для этого нужно уметь правильно поддерживать ребенка и правильно одобрять его поступки.

Переходим к упражнениям, которые помогут ребенку повысить самооценку и избавиться от обсуждаемых проблем раз и навсегда.

Индивидуальные упражнения, рассчитаны на детей младшего школьного возраста и младших подростков (10-11 лет).

 «Я»

Спросите ребенка: «Какими хорошими качествами ты обладаешь?» Затем попросите остальных членов семьи назвать положительные качества ребенка. После этого кто-либо из взрослых перечисляет различные положительные качества. Ребенок, услышав свойственное ему качество, должен громко сказать: «Я!». В это время все члены семьи аплодируют ему.

«Солнышко»

Попросите ребенка изобразить на альбомном листе солнышко с лучами (не менее 9). Когда рисунок готов, спросите ребенка: «Какое оно, солнышко?» (Яркое, желтое, доброе, теплое и т. д.) Пускай ребенок представит, что солнышко — это он. Попросите его написать свое имя в центре солнышка или сделайте это сами (если ребенок не умеет писать). Можно наклеить в центр рисунка фотографию улыбающегося ребенка. Затем предложите ребенку перечислить его положительные качества.

Если он не знает, с чего начать, помогите ему: «Я считаю, что ты добрый. А какой еще?» Положительные качества записывайте на лучиках. Старайтесь подписать все солнечные лучики. Позвольте ребенку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, если считаете, что это качество у него не развито или вообще отсутствует.

Важное условие: в чем бы ни провинился ваш ребенок, не упоминайте в момент злости про ваше рукотворное солнышко. Одна невинная фраза «Ты же солнышко, а поступаешь так плохо» способна разрушить положительный эффект упражнения.

«Я — король!»

Ежедневно предоставляйте ребенку возможность побывать в роли короля: сидеть на «троне» (на самом важном месте, по мнению ребёнка, в квартире), давать указания, издавать законы, которые вместе с родителями, братьями и сёстрами он будет выполнять. Время царствования — 7 минут.

« Я –лев!»

Вы предлагаете ребенку закрыть глаза и представить себя львом. В это время вы говорите: «Лев — царь зверей. Он сильный, могучий, уверенный в себе, красивый». По вашей команде ребенок открывает глаза и говорит (например: «Я — лев Андрей»), и проходит гордой, уверенной походкой.

«Ладошки» 

Ребёнок на альбомном листе фломастерами обводят свои ладошки, на каждом пальчике записывают свое положительное качество. После этого родитель собирает «ладошки» и зачитывая его содержание, комментируя, что да, это так!

«Комплименты»

 Ребёнок по очереди с кем-то из членов семьи говорит несколько добрых слов: «Мне нравится в тебе…».

Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень

приятно!». Затем он делает комплимент своему ребёнку. В конце можно спросить у ребёнка, что ты чувствовал, когда слышал приятные слова в свой адрес? Понравилось ли тебе делать комплименты?

Итак, уважаемые, родители, если вы часто слышите от своего ребенка фразы «У меня не получится», «Я не смогу», «Я всегда поступаю неправильно» и т. д. — значит, у него сформирована низкая самооценка, а не отсутствуют способности быть счастливым и успешным.

Повысить самооценку значит создать предпосылки для формирования у ребёнка чувства уверенности в себе, готовность преодолевать трудности и препятствия на пути к поставленным целям и, конечно же, достигать их. Как Вы видите, в некоторых ситуациях, это может спасти жизнь.

Надеюсь, что рекомендации и упражнения оказались для Вас полезными. Теперь всё зависит от Вас!

Удачи Вам!

Очень важно уметь организовать с ребёнком конструктивное взаимодействие. Ведь одну и ту же фразу можно сказать по — разному. Сказать и не обидеть ребёнка это, конечно же, искусство, но этим видом искусства необходимо овладеть всем родителям без исключения Сегодня мы хотим научить вас этому искусству. Итак, уважаемые родители, как мы общаемся с нашими детьми и какие чувства у них вызываем?..

 

Устойчивое токсичное

выражение

Психолого -педагогический смысл

Чем можно заменить

А

А ты кто такой, чтобы со

мной спорить

Грубое, хамское неуважительное отношение к ребёнку

С удовольствием поспорю с тобой, мне интересно твое мнение

Б

Будешь мне указывать!

Грубое доминирование взрослого

Ценю твой совет

В

Выброси это из головы!

Пример психологического давления. Взрослый безапелляционно принуждает ребёнка.

Ценю твое мнение, уважаю твой выбор

Г

Где твои глаза были

Унизительное, не учитывает особенностей детского внимания, проявляет завышенные  требования

Будь внимателен, пожалуйста

Д

Давай быстро

Игнорирование особенностей восприятия ребёнком времени

Поторопись, дружок!

Е

Ещё чего

Грубое, хамское проявление возмущения

Пожалуйста, достаточно

Ж

Жизнь свою на вас

положила

Упрёк ребёнка грузом и тяготами родительства

Мне нелегко, помоги мне, пожалуйста

З

Закрой свой рот

Грубое, пример психологического насилия

Давай послушаем тишину

И

И откуда ты такой

умный взялся

Унизительное,  сомнение в интеллектуальной  полноценности ребёнка

Восхищаясь твоей рассудительностью

К

Куда ты катишься

Негативный родительский  сценарий

Меня беспокоит твоя недальновидность

Л

Ладно бы маленький

тебе уже 8-12 лет

Завышенные  требования,  в основе которых психолого-педагогическая некомпетентность взрослого

Всему своё время ты обязательно научишься

М

Мой дом-

мои правила

Вообще-то дом взрослого это и дом ребёнка, склонность к силовым методам разрешения

Мы живем вместе. Давай установим правила и будем их выполнять

Н

На кого ты похож

Пример отвержения. Взрослый — хороший,

а ребёнок на него не похож

Я тоже не сразу всё умела, и папа тоже

О

Откуда у тебя руки растут

Грубо, унижает достижения, нивелирует усилия ребёнка

Согласна, нелегко, но этому можно научиться.

Давай объясню

П

Подрастёшь- поймёшь

Игнорирование ребёнка, его запросов и потребностей

Вопрос не простой, в двух словах не объяснить. Когда у тебя Будет время мы  с тобой поговорим

Р

Раз ты меня не уважаешь,

не слышишь, то…..

Угроза разрывом привязанности, шантаж.

Я очень дорожу тобой и нашими отношениями

С

Сколько можно

повторять/ говорить

Надоевший упрёк, зудение, взрослый слышит только себя

Давай попробуем ещё раз

Т

Тааааак…..

Слово паразит в педагогическом   лексиконе многих взрослых. По сути, бессмысленно используется для выражения разного рода состояний взрослого

«Привет! Я не помешала?»

У

У всех дети как дети,

а ты…

Упрёк ребёнку на основе сравнения с другими детьми

Не беда, если постараться, всё получится.

Ф

Ерунда  какая-то,

лучше делом займись

Обесценивание интересов ребёнка

Главное чтобы дело было по душе, важно быть увлечённым человеком расскажи мне о своём интересе

Х

Хочешь в дворники

пойти

Обесценивающее и унижающее заявление. Взрослый унижает ребенка, также профессию нужную обществу

Если хочешь дам тебе совет, но вообще-то я соглашусь с любым твоим выбором

Ц

Цель оправдывает

средства

Очень опасное выражение, которое можно оправдать любую жестокость и появление нелюбви

Для меня самое важное сохранить отношения с тобой

Ч

Чего тебе не хватает

Упрёк куском хлеба потраченными ресурсами высокая степень недовольства взрослого своим ребёнком

Чем я могу тебе помочь

Ш

Школа твой второй дом

Нередко используется  для придания пущей важности процессу школьного обучения, не соответствует действительности

Школа учит многому, но не всему кроме знаний для жизни человека ещё важны отношения

Щ

Щенок, ты мной

командовать будешь?

Унизительное оскорбительное отношение к ребёнку пример психологического насилия

Давай посоветуемся

Э

Эх ты….

Проявление недовольства ребёнком, его достижениями

Жаль, что не получилось, но ты старался в следующий раз тебе повезёт больше

Ю

Юродствовать не надо

Обычно — как замечание расшалившемуся ребёнку взрослый игнорирует настроение ребёнка

Предлагаю отнестись к ситуации серьёзно: делу время потехе — час

Я

Я в твои годы

Возвеличивая себя путём противопоставления своему ребёнку

Я в тебя верю